3 мая 2010 года. Козлов берег – Скамья – Доможирка – Лаптовицы – Черма – Кярово – Ветвеник – Кунесть

Назад



Утро выдалось солнечным и чистым. Стало ясно, что палатку я поставил практически на вертолетной площадке расположенной рядом погранзаставы. Однако требвожить меня пограничники не сочли нужным. Да и утром никто мной не заинтересовался пока я завтракал и собирал лагерь.

Речушка оказалась совсем неглубокой. Пока я готовил еду, подъехала странная машинка, похожая на сильно уменьшенный БТР, с двумя рыбаками на борту и форсировала речку, не снижая скорости.

Собрался я достаточно быстро и поехал обследовать Козлов Берег. Там не оказалось ничего интересного – обычное садоводство. Остановился ненадолго у построенной сравнительно недавно часовенки и поехал обратно вчерашним путем в сторону Доможирки, куда вчера не попал.

Однако в Мельговщине меня посетила мысль посмотреть исток Наровы и я не стал сворачивать к Доможирке, а поехал береговой дорогой на север. Через 15 минут оказался у истока Наровы. Отсюда отлично виден Пюхтицкий монастырь на эстонском берегу Наровы и сторожевые вышки эстонской погранслужбы.

С границей здесь полный бардак и выйти россиянам из озера в Нарову нет возможности, поскольку примыкающая к российскому берегу песчаная отмель и коса принадлежат Эстонии. Сейчас они скрыты под водой, но на берегу установлено несколько предупреждений. С нашей стороны тоже установлена наблюдательная вышка, но сейчас там никого нет. Береговая дорога проходит в 100 метрах от линии границы. Зачем Эстонии этот регулярно затапливаемый кусок прибрежной отмели, непонятно.

Рыбаки любят это место и по рассказам местных регулярно возникают мелкие пограничные конфликты – на воде границу не видно. Не исключаю, что и я мог нечаянно забрести на эстонскую землю, пока гулял по берегу. Но никто ловить меня не пришел. В результате уехал пограничной дорогой дальше на север в расположенное на берегу селение Скамья.

Здесь тоже по берегу рыбаки и пограничные столбы. Дорога через селение тупиковая и упирается в речку Втроя. неподалеку от устья на самом берегу памятник погибшим в Великую Отечественную войну жителям Принаровья.

Вода в этом году очень высокая и прибрежные березы уходят стволами под воду на метр и более.

Нагулявшись по деревне, еду на другой берег Втрои через одноименное село, затем по лесной дороге. Судя по всему, это место популярно у рыбаков. Действительно, доехав почти до берега речки, обнаруживаю стоящие на поляне машины. А в реке стоит множество мужиков в гидрокостюмах. Некоторые ловят из надувных лодок.

На обратном пути наткнулся в придорожной канаве на выброшенную детскую коляску, куклу и другие игрушки. Угнетающая картина.

Выехав на дорогу, отправился обратно в направлении Доможирки. Однако напротив эстонской косы увидел слева от дороги старинное кладбище и проехать мимо не смог. Долго бродил среди заброшенных и ухоженных могил. Кладбище уже не используется, но люди его посещают, хотя самым свежим могилам уже много десятков лет.

В Мельговщине сворачивая налево и через некоторое время останавливаюсь перед деревней Вяжище, привлеченный гуляющей по опушке парой журавлей. Близко они меня не подпустили, но сделать пару снимков с длиннофокусным объективом удалось.

После Вяжища сворачивая по дороге направо и через Лядины доезжаю до поворота направо в Богдановщину, через которую планировал попасть в Доможирку. Однако в Богдановщине машину приходится бросить, поскольку дальше дорога идет через заболоченный луг. Потом стало ясно, что проехать по этой дороге можно было без особых проблем, но пешие прогулки тоже полезны.

Бросив машину за Богдановщиной, иду луговой дорожкой на северо-запад. Вскоре дорога становится мало проходимой даже пешком и я отклоняюсь от нее влево по слабо выраженной колее. Несколько раз приходится обходить лужи и ручьи, но в целом дорожка вполне прилична.

Около дороги встречаются фундаменты не построенных домов. Похоже, что еще с советской поры сохранились. А может и с 90-х, но деревца в них вымахали уже изрядные.

Минут через 25 подхожу к церкви Троицы Живоначальной. Церковь построена псковскими мастерами в 1558 году по указу Иоанна Васильевича в честь взятия Нарвы и Сыренска (ныне Васкнарва).

Сейчас здесь пустынно и за все время пребывания увидел лишь одного “гастарбайтера”, судя по внешности из Средней Азии. Он катил тачку с каким-то стройматериалом. Побродив вокруг церкви, отправляюсь на берег озера. Здесь довольно много лодок как заброшенных, так и вполне живых.

В обратный путь отправился сначала вдоль озера, а потом вышел на прежнюю дорогу и вернулся в машине на окраине Богдановщины. Возвращаюсь на шоссе и сворачиваю вправо на Рубцовщину. Доехав до деревни Каменный конец, снова поворачиваю направо, в направлении Полично.

Метров через 700 на перекрестке сворачиваю с дороги влево к Никольской церкви на краю деревни Сырой Лес. Церковь из красного кирпича хорошо видна с дороги. Побродил около церкви и по кладбищу, а в деревню заезжать не стал и вернулся на дорогу в Полично.

Минут через 10 доехал до деревни Лаптовицы. На въезде установлен плакат, предупреждающий, что выход в озеро возможен лишь с разрешения пограничников. Плакатов подобных в этих местах много, но пограничников пока не встречал. Даже те, около которых ночевал, проигнорировали меня.

В Лаптовицах красивая белокаменная церковь Петра и Павла практически на берегу Чудского озера. Половодье местами подтопило берег и некоторые лодки оказались в воде.

В деревне сохранились старинные постройки из камня. Их используют в качестве сараев.

Возвращаюсь от церкви на дорогу и продолжаю ехать в направлении Полично, где новая остановка около церкви Николая Чудотворца. Складывается впечатление, что церковь строят заново на старом фундаменте и пока она явно не завершена. Однако кладка не выглядит современной и строителей не видно. Оконные переплеты явно современные, куполов и колокольни нет, на крыше сваренный из круглых прутков крест.

Рядом с церковью магазин, в который зашел ради любопытства. Обычный сельмаг, ничего особенного. Купил местного хлеба (вкусный оказался). Здание магазина, похоже, достаточно старое и кладка уже местами крошится.

От церкви чуть больше километра до расположенного на самом берегу Надозерья. Проигнорировав предупреждения пограничников, еду на берег. Здесь уже вовсю развернулось новое строительство и стоят современные дома за высокими заборами. Не скажешь, что бедно здесь живут.

Здесь хороший выход к озеру, которое сегодня спокойно и покрыто лишь мелкой рябью. Небо тоже чистое с редкими белыми облаками.

Кроме озера здесь ничего интересного нет, поэтому немного прокатившись по берегу возвращаюсь в Каменный Конец через Полично, Задубье и Лаптовицы. На шоссе сворачиваю направо и еду до Кануновщины. Здесь останавливаюсь у деревянной часовни Ольги Равноапостольной.

Перед часовней, как это часто бывает в здешних краях, установлен каменный крест. Кресты такие в изобилии находят в полях Псковщины. По некоторым источникам кресты эти относятся ко временам до официального принятия христианства на Руси.

Через дорогу от часовни старинный дом из красного кирпича. Чем-то напоминает дом моего прадеда на Вятской земле.

Следующая остановка в Черме. Здесь полуразрушенная (взрывом) церковь Илии Пророка. Печальная картина запустения.

Видимо церковь расположена в центре села – рядом с ней красный таксофон под синей оболочкой. Кому он нужен?

Побродив среди руин, возвращаюсь на шоссе и еду дальше к шоссе на Гдов. Пересекаю шоссе и через деревню Верхоляне еду в Кярово. Однако по дороге остановился, привлеченный установленный среди полей памятник крестьянке. Высокая скульптура женщины с серпом в руке привлекает внимание. Такая местная Родина-мать.

В Кярово Покровская церковь и кладбище. Церковь живая, но заброшенность ощущается. Вряд ли здесь регулярно бывают службы, да и деревня Кярово сейчас совсем невелика.

Церковь стоит непосредственно у кладбищенских ворот, а неподалеку расположен дом, в котором явно живут. Возможно это жилище церковного и кладбищенского сторожа. Добротный и явно старинный дом из камня с современной пристройкой из силикатного кирпича.

Кладбище невелико по площади, но достаточно интересно. Здесь свежие захоронения вперемешку со старинными замшелыми надгробиями.

Усадьба Кярово была приданым Анны Ивановны Корсаковой (в замужестве Коновницыной) – матери декабристов Петра Петровича и Ивана Петровича  Коновницыных. На этом кладбище и захоронены многие Коновницыны. Мне удалось найти надгробия Григория Петровича (младший брат декабристов) и Софьи (умершая по младенчестве дочь Ивана Петровича). Там же похоронен Иван Петрович, его родители, но их могил я не видел.

За церковью, огибая кладбище, течет лесная речка Черма, через которую переброшен пешеходный мостик. Вода в ней тоже высокая, но без затопления окрестностей.

Из Кярово выезжаю около 20 часов и на шоссе сворачиваю налево, в направлении Гдова. Не доехав немного до Гдова, который решил оставить на завтра, сворачиваю в Хохлово налево по объездной дороге. Доехав до Псковского шоссе, снова поворачиваю налево (Гдов остался справа) и еду по шоссе до села Бешкино. Здесь сворачиваю на местную дорогу, ведущую в деревню Ветвеник на берегу Чудского озера.

Грунтовка до Ветвеника хорошая, лишь в деревне Незнамо-Поле она круто поворачивает под прямым углом налево и нужно ехать аккуратно, чтобы не снести примыкающий к самой дороге дом. В Ветвеник приезжаю примерно в половине девятого. Майские вечера уже светлые и съемке ничто не мешает.

Здесь красивая белокаменная церковь Петра и Павла с голубыми куполами. Около церкви могилы старинного кладбища, а рядом плещется Чудское озеро. Непосредственно на берегу стоит новое здание столовой, где кормят детишек из местной церковной школы-интерната. Сама школа расположена напротив церкви на некотором удалении от озера. Сюда привозят учиться детишек из окрестных деревень, а на выходные забирают по домам.

Вечер выдался тихий и в свете низкого солнца церковь и школа выглядят замечательно. Отправляюсь гулять по берегу озера.

Однако время уже поджимает, поскольку хочется сегодня еще попасть в Кунесть и где-то там заночевать на берегу озера. Поэтому через четверть часа уезжаю из Ветвеника. Ехать решил местной дорожкой вдоль берега, которая должна вывести к деревне Кунесть. Дорога оказалась вполне проезжей, несмотря на высокую воду в озере и необходимость переехать вброд несколько мелких речек. Через 15 минут уже открылись купола церкви Петра и Павла в Кунести, а еще через 20 минут я остановился на краю деревни.

Но тут меня ждал сюрприз – дорога закончилась, а мостик через речку Куна оказался пешеходным и искать ночевку за деревней, как я планировал, уже не представлялось возможным.

В это время на дальнем конце мостика показалась пара мужиков, явно не вполне трезвых и вида откровенно смурного. Не хотелось с ними встречаться, поскольку вопросы и предложения были ясны заранее, а мне совсем не хотелось пустопорожней траты времени. Однако деться тут было просто некуда и вскоре они подошли. Начало разговора вполне совпало в моими догадками, но мужики (их звали Володя и Костя) оказались не столь примитивны. Сначала они согласились проводить меня до храма и подождать, пока я занимаюсь съемками. И только после этого ехать за водкой. Недалеко, километров 20, но за это они покажут на обратном дорогу в Кунесть с той стороны моста. На том и порешили.

В результате я потратил 20 минут на съемку, потом съездили с Володей за водкой, за распитием каковой они рассказали много интересного о себе и о местных достопримечательностях. Спать предложили на выбор – в храме или в их вагончике. Ставить палатку было лень и я выбрал вагончик.

Фотографии

Вперед