15 апреля 2011 года. Акурейри – Миватн – Крабла – Хусавик

Назад

Утром выехали достаточно рано и, доехав до поворота дороги №1 через косу на другой берег фьорда, не стали поворачивать, а поехали прямо по дороге 821. Почему-то этот фрагмент совершенно выветрился из памяти и только на треке GPS при подготовке этой заметки, я увидел странный участок пути. С какой целью мы туда поехали, сейчас уже не вспомнить. Похоже ничего интересного на нашли (нет ни одной фотографии), проехав около по долине реки Eyjafjarðará дорогой 821 почти 40 км, свернули налево по дороге 826 и по ней вернулись обратно на грунтовую дорогу 821, а затем на окраину Акурейри. Отсутствие фотографий объясняется, скорей всего, плохой погодой, которая сопровождала нас большую часть этого дня.

В Акурейри сворачиваем направо и по дороге №1, проложенной по каменной косе с мостом посредине, переезжаем на другой берег фьорда. Еще на косе вправо под прямым углом уходит дорога 829, но мы продолжаем ехать по дороге №1, которая плавно поворачивает влево и выходит с косы на берег. Здесь дорога идет с небольшим подъемом и вскоре выводит к обзорной площадке слева от шоссе. Останавливаемся, поскольку отсюда открывается хороший вид на Акурейри и фьорд. Несмотря на плохую погоду, фотографировать можно, чем мы и занялись.

Напротив стоянки от шоссе № 1 ответвляется дорога 828 и вскоре от нее влево уходит дорога 832, идущая через горы и выводящая, в конце концов снова на дорогу 1. Мы проехали по этой грунтовой дороге несколько километров, но вернулись обратно. Испугались наверное 🙂

Вернувшись да дорогу № 1, продолжаем ехать на север вдоль берега фьорда до развилки с дорогой 83. Свернув на эту дорогу, продолжаем ехать на сервер мимо музея Лауфас (сюда мы еще вернемся). Вскоре после музея дорога по мосту пересекает реку Fnjóská и на трехстороннем перекрестке сворачивает налево. А направо уходит дорога 835, по которой мы поедем сегодня ближе к вечеру.

Примерно через 8 км ответвляется дорога в селение Гренвик, но мы его игнорируем и сворачиваем направо вместе с дорогой 83. Вскоре асфальт заканчивается и мы, проехав еще несколько километров останавливаемся на берегу неподалеку от фермы. Однако здесь нет ничего, кроме давно брошенного трактора с навесным плугом.

Погода не улучшается, да виды тут не очень интересные и после короткой фотосессии мы ради удовлетворения любопытства доезжаем до фермы. Здесь тоже ничего нет и, развернувшись возвращаемся по тому же пути к музею Лауфас.

По дороге один раз остановились сфотографировать вид на Гренвик. Погода не благоприятствует прогулкам и остановкам.

Около музея большая стоянка для машин, но сейчас на ней пусто – сезон еще только начинается. Оставляем машину и пешком идем к музею “торфяных домиков”. Неподалеку от стоянки собрано множество сельскохозяйственной техники. В основном еще той, которая работала на конной тяге.

По дороге к музею встречаем сувенирную лавку, совмещенную с кафе. Пожалуй не помещает выпить кофе, хотя он и слаба отличается своими свойствами от аналогичного напитка в Финляндии. Да и сувениры не помешают – нужно будет посетить лавку.

Музей представляет собой деревушку с выложенными из пластов дерна стенами домов. Неподалеку расположена деревянная церквушка. Однако почему-то музей доступен лишь снаружи. Внутрь мы попадем лишь через 2 года. Сейчас довольствуемся прогулкой на открытом воздухе под мокрым снегом и порывистым ветром.

Нагулявшись по холодку, выпили кофе из картонных стаканчиков, купили какие-то сувениры и вернулись в машину. Перекурили и в путь. Сначала повторили путь до перекрестка за мостом, а там уже повернули направо по дороге 835, идущей вдоль реки Fnjóská. Дорога эта грунтовая, но, как и большинство исландских грунтовок, твердая, почти без луж и привычной в наших краях грязи. Просто грунт здесь преимущественно скальный и движение по нашим меркам никакое.

Впереди заснеженные горы, справа река, по левому берегу которой поднимается молодой лес, а за ним идет дорога №1. А дальше снова горы. Так и ехали, остановившись лишь один раз неподалеку от начала дороги F839, которая не для нас.

Дорога 835 достаточно короткая (около 22 км) и вскоре мы снова попадаем на дорогу № 1 неподалеку от моста через реку Fnjóská. Сворачиваем на кольцевую дорогу и вскоре подъезжаем к обзорной площадке на берегу большого озера Ljósavatn. Останавливаемся ненадолго для съемки.

От озера Ljósavatn 5- 6 километров по дороге №1до перекрестка с дорогами 841 и 842. Любопытство или наш путеводитель заманивают свернуть направо по дороге 842. Однако, проехав по дороге почти 20 км, ничего интересного не обнаружили и пришлось вернуться обратно на дорогу №1. Осталось лишь несколько снимков текущего из скального кулуара потока воды.

Этот фрагмент поездки из памяти стерся и через пару лет мы предприняли еще одну попытку проехать по дороге 842 вверх по течению реки Skjálfandafljót. Результат оказался таким же, хотя проехали дальше. 🙂

Вернувшись на дорогу № 1 очень быстро доезжаем до однополосного моста через реку Skjálfandafljót. Здесь остаемся дольше и даже заходим в местное кафе, совмещенное с магазином сувениров. Здесь же расположена одна из наиболее популярных достопримечательностей Исландии – водопад Годафосс. Но мы его по непонятным причинам проигнорировали. Ну ладно, путеводитель у нас был никакой, да и карты толковой не было. Но мы же были в паре сотен метров от него и даже на снимках видна верхняя часть водопада и, тем не менее, мы его умудрились не заметить. По причине межсезонья на площадке у самого водопада машин было немного (рассмотрел на снимках позднее), а шум воды тут везде – река Skjálfandafljót достаточно бурная и течет в каньоне. Пропустили мы водопад по собственному неразумению. Однако в следующие поездки эта оплошность была исправлена неоднократно.

От бензоколонки около водопада Годафосс примерно 10 километров до трехстороннего перекрестка, где влево уходит дорога 845, а шоссе №1 поворачивает под прямым углом направо. Туда и едем. Проехав еще около 20 км мимо селения Логар и большого озера Másvatn, останавливаемся на небольшой стоянке у перекрестка с дорогой 8819. Сама стоянка интереса не представляет, но вдали уже видно озеро Миватн и клубы пара от расположенных в разных местах термальных источников.

Дорога после перекрестка начинает полого спускаться и вскоре выводит к перекрестку с дорогой 848 неподалеку от моста через реку Лаксау. Шоссе №1 здесь поворачивает под прямым углом налево и уходит на мост. Прямо идет дорога 848, которая ведет к нужной нам гостинице Vogafjós, где мы будем ночевать завтра, но мы об этом пока не думаем. Поворачиваем налево и ненадолго останавливаемся за мостом.

Среди окружающей красоты как-то больно резанул глаза вид мертвого гуся неподалеку от дороги. Не стану гадать о причинах его смерти – просто жалко птичку. Наверное впечатление усилилось еще от того, что гусей до этого момента мы почти не видели (они появятся позднее) и встреча с тушкой вместо ожидаемых красивых птиц так меня зацепила. Кстати, хищников и стервятников в Исландии почти нет, поэтому тела мертвых птиц могут оставаться сохранными достаточно долго.

Следующая остановка на берегу озера Миватн. Это озеро по исландским масштабам очень большое. Берега его достаточно интересны, здесь много следов вулканической активности, которая местами проявляется в ослабленном виде (термальные источники) и сейчас.

Сейчас озеро еще частично закрыто льдом, но уже скоро этого льда не останется и в помине – весна достаточно бурная.

Проехав еще несколько километров по дороге 1 вдоль озера, останавливаемся на смотровой площадке, оборудованной около перекрестка с дорогой 87, которая приходит слева. Эта дорога ведет в Хусавик, где мы сегодня останавливаемся на ночь, но пока мысли о ней задвинуты в самый дальний угол – до вечера еще далеко.

На стоянке много информационных стендов. Эти стенды с самого начала нашей поездки служат важным источником информации, поскольку они существенно подробней нашего путеводителя и имеющейся карты.

Около стоянки какие-то современные скульптурные сооружения, но вид на озеро они не портят. Перекурив на стоянке, отправляемся дальше по дороге 1, уходящей на перекрестке направо. Доехав до городка Рейкъяхлид, ненадолго останавливаемся около бензоколонки и магазина Sapkaup Strax. Поиском гостиницы пока еще не озаботились и едем дальше, свернув на окраине городка налево по дороге №1.

Проезжаем пару километров и останавливаемся около ответвления дороги 860. Куда ведет эта дорога мы не ведаем, но указатель манит и в результате устремляемся по этой дороге в очередную неизвестность. Эта неизвестность оказывается разломом, тянущимся на несколько сотен метров. На склонах образованного при разломе вала есть крупные отверстия и, конечно, мы устремляемся в эти “норы”. Внутри оказывается что-то типа небольшого подземного озера, наполненного довольно горячей водой.

Сам разлом у меня вызвал ассоциации с разрушенными асфальтовыми дорогами – такие же громоздящиеся под странными углами плиты серого цвета. Однако забравшись на этот вал, понимаешь, что масштабы тут совсем иные. Зимой разлом забивает снегом, который, несмотря на идущее снизу тепло, не растаял полностью и к середине апреля.

Пока рассматривали разлом и лазали в грот, кроме нас тут никого не было, а потом подъехал дядька на лошади, который вел на поводах еще пару исландских мохнатых лошадок. Хороши они, слов нет!

После осмотра разлома и небольшой прогулки по окрестностям возвращаемся на дорогу №1 и продолжаем ехать по ней на восток в сторону перевала. Доехав до смотровой площадки на склоне, справа от дороги, сворачиваем туда. Отличный вид на Миватн и богатые термальными источниками окрестности. Видны многочисленные клубы пары, выходящие где из земли, где из труб. Неподалеку виден пруд-отстойник местной термальной электростанции. Вода в нем изумительного голубого цвета. Красота!

Здесь неподалеку расположен термальный бассейн, в котором можно искупаться, заплатив вполне разумную сумму. Что-то типа широко разрекламированной “Голубой долины”. Но наш путеводитель об этом умалчивал, а указатели на дороге не произвели должного эффекта и в этой поездке мы проехали мимо купания. В следующий раз поплаваем.

С площадки частично просматривается дорога на перевал Námaskarð. Дорога через этот перевал существует с давних пор, а за ним некоторое время назад добывали серу. Сейчас там популярная среди туристов термальная площадка Hverir, куда мы и поедем чуть позже.

С обзорной площадки возвращаемся на шоссе и переезжаем через перевал Námaskarð. Дорога здесь отличная и никаких сложностей не представляет. На спуске с перевала хорошо видны столбы пара на термальной площадке Hverir. Эту площадку “оставили на потом” и, проехав чуть дальше по шоссе, сворачиваем налево в сторону комплекса термальных станций Krafla Power Plant по дороге 863. Дорога вскоре приводит к современным строениям комплекса термальных станций, обеспечивающих теплом и электричеством местное население и производства (правда последних я как-то не заметил). Дорога идет дальше термальной станции, постепенно становится колеей в снегу и заканчивается сугробом, около которого мы и бросили свою Тойоту. Дальше пешком.

В обычных условиях парковочная площадка расположена совсем недалеко от кратера Víti, в котором расположено красивое озеро с изумрудной водой. Но сейчас озеро покрыто льдом и толстым слоем снега. Остается любоваться тем, что природа сочла возможным показать нам.

Здесь красиво – огромные снежные поля блестят на солнце, а стоящая неподалеку машина кажется совсем мелкой на этих пространствах. Летом, наверное, здесь не так интересно.

Около кратера достаточно ветрено и большого желания задерживаться здесь у нас не возникает. Возвращаемся к машине и мимо строений электростанции едем снова на дорогу №1. Еще раз проигнорировав Hverir, сворачиваем налево по дороге 1. Здесь обширное каменное плато, которое зимой должно обильно накрывать снегом, да и сейчас его еще вполне достаточно. По обе стороны от дороги время от времени встречаются большие гурии (туры), сложенные из камней. Видимо в давние времена они маркировали дорогу. Сейчас это уже без надобности. Кстати, в последующих поездках я почему-то не заметил эти гурии. Разобрали? Вряд ли, скорее невнимательность.

Проехав по дороге № 1 около 30 километров, сворачиваем на стоянку и начала дороги F88 и практически упираемся в печальную загородку, запрещающую проезд. Нам в любом случае нечего делать на дороге F, но наличие знака в непосредственной близости от шоссе №1 сильно меня огорчило. “Импассабля”, дорога, видите ли! Придется возвращаться, несолоно хлебавши. Обычно эту дорогу открывают в конце июня – начале июля, а сейчас середина апреля. Кстати, в сентябре 2014 года попасть на эту дорогу не позволили местные спасатели по причине извержения вулкана Бардарбунга. Не везет!

Древний кратер Hrossaborg, к которому можно было проехать и на нашей машине, не будь снега, оставляем на будущее (он там так и остается по сей день). Не идти же к нему пешком 🙂

Едем дальше по дороге 1, пересекая реку Jökulsá á Fjöllum по узкому однополосному мосту. Подобный мостов здесь много – их просто проезжают по очереди. Знаки приоритета обычно не устанавливают, движение здесь на такое интенсивное. А на длинных однополосных мостах просто сделаны площадки для разъезда.

Почти сразу за мостом останавливаемся на небольшой стоянке у перекрестка с дорогой 864. Немного подумав, решаем посмотреть дорогу 864 на предмет возможности проезда по ней в сторону водопадов Детифосс. Через пару километров убеждаемся в утопичности своих мечтаний и, погуляв некоторое время в окрестностях гостевого дома Grímsstaðir, отправляемся в обратный путь.

В гостевом доме видно какое-то движение, наверное готовятся к туристическому сезону. Кстати, здесь еще и кемпинг имеется, а неподалеку расположена взлетная полоса, способная летом принимать легкие самолеты.

Пока гуляли, наткнулись на стайку серых гусей. Первый раз в Исландии мы оказались к ним достаточно близко и можно было сделать фотографии. Снимать, правда, пришлось с помощью объектива с полуметровым фокусным расстоянием 🙂 Гуси в Исландии не остаются (по крайней мере, значительная их часть) – здесь они останавливаются для восстановления сил перед следующим длинным перелетом в Гренландию и северную часть американского континента. За эту поездку удалось подсмотреть, как тощие и усталые гуси, подкормившись в Исландии, превращаются в сильных и упитанных птиц.

За полчаса по дороге №1 возвращаемся в Хверир, который мы уже проезжали (мимо). Место специфическое. Сероводородный запах, бульканье, клубы пара, грязь с большим количеством серы и некоторым количеством кислот на основе этой серы. Берегите обувь!

Здесь есть грязевые вулканы, газовые (паровые) квази-гейзеры и просто дырки в грунте, из которых прет жаром. Неудачно приблизив руку к одной из таких дырок, я как-то (возможно в другую поездку) получил неслабый ожог.

Фотографировать все это – дело сложное и требующее длительной подготовки (присмотреться нужно) и хорошего света. Свет хороший здесь бывает, но в сезон толпы туристов сделать интересные снимки вряд ли позволят. Впрочем, сейчас обилие туристов из Китая осложняет невероятно съемки в любом сколь-нибудь популярном месте.

Бродили по термальной площадке мы около получаса и в начале восьмого выехали в направлении Хусавика. Дороги туда 60 километров, да еще гостиницу в городе нужно найти. Впрочем, с последней задачей штурман справляется замечательно. В гостиницу приехали уже в сумерки – день получился насыщенный.

Дорога 87 проходит по горному плато, которое в этот раз еще было обильно покрыто снегом. А в снегу полузамерзшие озера. И хоть время уже поджимало, невозможно было проехать мимо такой захватывающей красоты.

В Хусавике был забронирован номер в гостинице Fosshotel. У нас, по сути, оказался отдельный вход в гостиницу и полное отсутствие там людей. Утром выяснится, что в Фоссотеле мы были не одни, но наверное у них тоже был свой персональный вход 🙂