22 июля 2011 года. Мыс Кекурский – устье р. Скарбеевская

Назад



После нескольких часов посиделок на маяке уже в ночь отправился дальше. То ли посиделки были хороши, то ли просто шел мерзкий дождь, на за 4 часа дороги фотографий просто нет, хотя там и встречались интересные места. Где-то часам к 3 ночи нашел таки уютное для ночевки место под скальным гребешком на мысе Кекурский, где и остановился.

Лагерь под скалой

Дров достаточно, скала защищает от ветра, ровная площадка – что еще пожелать. Ночь выдалась туманная, но я все-таки забрался на гребень и прошел по нему в направлении воды. На оконечности гребня добрые люди установили крест. Здесь, на Рыбачьем, много крестов. Раньше ставили поклонные или обетные кресты, а сейчас даже трудно сказать что это. Но душу радуют, хоть и не могу себя отнести к поклонникам христианства.

Крест на краю скалы

Спать лег под утро, что уже стало привычным и проснулся часов в 12 дня. Туман никуда не ушел и дождик время от времени каплет. Север, однако. Поев, отправился озирать окрестности. К берегу выводит дорожка через седловину в скальном гребне, который ночью защищал меня от ветра. Туда можно и на машине проехать, но в моем случае от этого стало бы только хуже – ветрено там. Да и спуск к морю не самый простой, а потому нужно будет обратно подняться.

Скальные ворота со стороны моря

Берег здесь скальный и порода похожа на разливы вулканической лавы, поставленные “торчком”. Поэтому камни узкими полосками выдаются в море. По не залитым водой возвышениям вполне можно ходить, но скользко. Тем не менее углубляюсь в море. В залитых водой понижениях много всякой растительности и даже попадается некрупная живность. Вода удивительно прозрачная и даже довольно теплая, несмотря на некоторое волнение, приносящее из моря более холодную воду.

Берег у Кекурского мыса

А под скалами среди травы встретил ядреное растение, похожее на борщевик. Позднее, на Среднем, борщевики будут просто гигантского размера. Придет время, покажу.

Заполярный монстр

В прогулках время бежит быстро и вот уже пора ехать дальше. Стартую в 13:45. Возвращаюсь вчерашней дорогой, но погода стала чуть лучше, да и светлее днем, поэтому есть возможность остановиться и поснимать. Еду вдоль берега Вайда-губы до развилки, где установлен крест неподалеку от военного кладбища. Здесь под красной звездой вместе с советскими солдатами похоронены два неизвестных английских летчика.

Братская могила

Около кладбища дороги расходятся – одна, которую я проигнорировал вчера, ведет к маяку. На ней есть сильно заболоченные участки, но в целом дорога проезжаемая. Я же поворачивая налево и назад в направлении заброшенного военного городка.

Дальше дорога едет вдоль нескольких крупных озер со множеством птиц, пересекая что-то похожее на разломы, где между озерами текут ручьи и речки в скальных берегах. Каньоном это не назовешь, но выглядит привлекательно. В конце концов дорога приводит с заброшенный военный городок. Здесь, конечно, впечатление остается гнетущее. Мы за мир и все такое, но всегда грустно смотреть на брошенные места обитания людей.

Здесь был спортзалЭтот гнет запустения вкупе с мелким противным дождем довольно быстро прогоняют меня с территории военного города и еду дальше в направлении “лагеря археологов” (так сказали мне мои дайверы) на Скарбеевке.

Подъехав к лагерю, вижу ГАЗ-66 непривычной голубой окраски и несколько армейских палаток. Понимая, что могу помешать людям, занятым делом, останавливаюсь неподалеку и иду к палатке, над которой вьется дымок печки. Захожу, здороваюсь и прошу разрешения бросить около их лагеря машину на пару часов, пока я найду себе место для лагеря. Обитатели палатки с этим любезно соглашаются и я выходу наружу, направляясь с сторону машины. И вдруг слышу сзади крик: “Коля, это ты?” Обернувшись вижу свою давнюю знакомую из Твери – Ирину Растопшину. Она мне и рассказала, что это никакие не археологи, а лагерь туристов, которых привозят сюда за немалые деньги пожить в условиях дикой природы. А она тут инструктором служит. Вопрос с парковкой и местом для лагеря решился сразу, да еще и чаем любезно напоили и подсказали, что удобно будет остановиться метрах в 300 от их лагеря, чтобы шумные (иной раз) туристы не помешали спать. Пригласив Ирину с ее друзьями вечером в гости, переезжаю в указанное место около поклонного креста на берегу (там как раз место освободили рыбаки из Мурманска), ставлю палатку и отправляюсь в дальнюю прогулку.

Освобождается место для лагеря

Берег здесь, как большинство других берегов на Рыбачьем сложен слоистыми породами, с причудливо вывернутыми и изогнутыми слоями. Промежутки между слоями достаточно слабые и по ним идет эрозия. Время от времени скальные выходы перемежаются галечными пляжами. По берегу много птиц и некоторые довольно агрессивны, но об этом чуть позже. Достаточно много плавника и среди обломков встречаются довольно интересные экземпляры, больше похожие на скульптуры.

Спящий на поплавке

На выдающихся в море скальный выступах парами сидят какие-то крупные черные или темно-серые птицы, силуэты которых напоминают цапель. Подойти к ним близко так ни разу и не удалось. Чуть только приблизишься, они мгновенно “падают” с высокого камня в море и уже над самой водой раскрывают крылья и улетают, как экранопланы.

Осторожные птицы

Несколько раз появлялась довольно крупная птица, похожая на небольшого орлана, но к ней тоже не удалось приблизиться для опознания или съемки.

По берегу время от времени ездят, на галечных участках местами четко просматривается автомобильная “колея”. Немножко странно, поскольку берег этот не очень плоский и заканчивается скальными прижимами и ничего сильно примечательного на нем нет. Возможно какие-то рыбаки, но они обычно оборудуют стоянки, поскольку приезжают надолго. Заканчивается эта “дорога” просто у береговой линии. Дальше ехать просто некуда – слева и впереди море, справа скальный склон.

Дорога к океану

Сравнительно плоский берег через некоторое время заканчивается и приходится забираться на скальный склон, местами поросший травой. Здесь еще сохранились небольшие снежники. На макушке скалы довольно большая группа людей – видимо привели туристов из лагеря. Они успеют уйти, пока я буду неспешно подниматься по склону. Прижимы тянутся недолго и за ними берег становится практически плоским в виде цепочки галечных пляжей.

Полосатый берег

Подъем на скалу не сложен, по большей части можно спокойно идти вверх и даже встречается какие-то подобие тропинок. Местами несложное лазание, которое даже в дождливую погоду не вызывает проблем. Скалы явно вулканического происхождения и хорошо видны слои лавы от давних извержений порою весьма причудливо изогнутые. Гнуло их и ломало недюжинными силами.

Выбираюсь на плато по склону. Плато ровное и достаточно большое. По нему проходит несколько дорог и вскоре тут предстоит проехать. Направляюсь в сторону лагеря, поскольку трехчасовая прогулка уже вызывает желание что-нибудь съесть. А обратно идти столько же, правда по более ровной дороге. На плато встречаются остатки военных сооружений, напрочь распиленных металлистами, которые совершают сюда регулярные набеги до сих пор. Видел я одну такую команду на мысе Немецком. Хорошо оборудованный КаМАЗ с небольшим краном и инструментами для резки металла. С одной стороны неплохо – вывезут лишний мусор, который иначе бы просто валялся и ржавел. Но работают они грязно и за собой не убирают. Хищники!

Несколько раз нахожу в траве оленьи рога, а один раз попадаются останки разделанного оленя – позвоночник, другие кости и мех от расклеванной птицами шкуры.

Вдоль берега встречаются стрелковые ячейки – здесь тоже были красноармейцы в войну. Но следов войны тут гораздо меньше.

Уже на полпути к лагерю просто натыкаюсь на текущую по довольно крутой скале небольшую речку. Она разливается по скалам несколькими потоками с миниатюрными водопадами. При хорошем свете тут должно быть очень красиво. Но сейчас туманно и снова моросит мелкий дождик, поэтому продолжаю путь в направлении лагеря, обойдя водопады по более пологому склону.

Лагерь туристов

Со склона хорошо видны палатки туристов, а неподалеку от своего лагеря на другом берегу речки Скарбеевской вижу еще пару машин и большой шатер. Пока я гулял приехала еще компания москвичей.

Наскоро готовлю ужин, съедаю его и, приняв немного коньячку, отправляюсь на новую прогулку уже в другом направлении. Но эта прогулка перейдет в завтрашний день, где я о ней и расскажу.

Фотографии

Вперед